Финансовая грамотность на работе

финансовая грамотность Финансовая грамотность на работе

— Когда в споре рождается истина?
— Когда в спор вступает начальник.
.

Нашел интересную статью у себя на диске. К сожалению, первоисточник затерялся, но тем не менее. Статья является по своей сути анкетированием и посвящена финансовой грамотности в России. Вернее способу ее повышения прямо на рабочем месте.

В 2010 году в одной из крупнейших сетей супермаркетов было проведено исследование. Сотрудников сети спросили по поводу их отношения к  инициативе повышения финансовой грамотности на рабочем месте. Т.е. прямо на работу приходит финансовый консультант по личным финансам и обучает сотрудников по одной из тем, которая наиболее интересна в той или иной фирме. Это стандартная практика в развитых странах мира, например, в США. И это считается вполне нормальным явлением. Правда, в основном консультации касаются пенсионных планов. Но тем не менее.

В России данная практика еще только в зачаточном состоянии. Такие мероприятия проводятся, но обычно в них заинтересованы только крупные финансовые организации. И интересуют их только крупные компании, где много работников. Это различные зарплатные проекты, мероприятия страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов.

Но время идет и все больше появляется у нас в стране  независимых финансовых советников. А им интересно, будет ли востребован сотрудниками компаний такой метод обучения? Поэтому был проведен данный опрос.  58 сотрудников компании, в которой планировался запуск программы финансовой грамотности на рабочем месте, ответили на вопросы. Каждый сотрудник мог выбирать более 1 ответа на 1 вопрос. Что получилось в результате?

57 человек из 58 ответили, что им интересно получать консультации и обучение в сфере  личных финансов на рабочем месте.

Как человеку удобнее получать консультации на работе?

  • Консультации по электронной почте в режиме реального времени (44,8% голосов)
  • Размещение статей по разным вопросам по личным финансам на корпоративном портале компании (43,1% опрошенных)
  • Личные консультации в офисе компании (39,7%)
  • Семинары (34,5%)
  • Раздача книг и брошюр по личным финансам среди сотрудников, бесплатно (29,3%)
  • Консультации по телефону (27,65)

Получается, что бОльшая часть сотрудников предпочитает дистанционные формы обучения управлением своими деньгами. Скорее всего это связано с вопросами конфиденциальности, люди не хотят признаваться, что плохо разбираются в этих вопросах, а также не хотят широко озвучивать денежные вопросы. По электронной почте получать такие консультации – милое дело. Ну и, конечно же, это просто удобно. Также персональные консультации оказались более важными, чем телефон и семинары. Что в принципе тоже понятно, у каждого своя жизненная ситуация. А деньги, как известно, любят тишину.

Частота обращений .
62,1% опрошенных не имеет понятия, как часто он будет обращаться за консультациями к эксперту. Что тоже вполне понятно. Тема личных финансов в России почти на нулевом уровне, сотрудники просто не знают, с какими вопросами можно прийти к личному финансовому консультанту.
По поводу семинаров. Всего около 7% сотрудников не знает, как часто будет их посещать. Для 50% важна тема семинара. Поэтому  проводить семинары по теме личных финансов хорошо, но темы нужно подбирать востребованные, т.е. интересные для конкретной аудитории.

Наиболее интересные сферы личных финансов
Каждый сотрудник мог ответить на данный вопрос более одного раза, результаты получились интересные. Итак, какие темы интересны для обучения на рабочем месте?

  • Инвестиции (65,5%)
  • Кредиты (67,2%)
  • Страхование (53,45%)
  • Пенсия (55,2%)
  • Налоги (69%)
  • Программное обеспечение для учета личных финансов (1,7%)

Оказывается, что сотрудникам все интересно, кроме программного обеспечения. Просто замечательно! По программам плохой результат связан с тем, что люди не ведут учет личных финансов, не понимают, зачем это вообще нужно. Короче говоря, просто не в теме.

Пенсия и страхование вызвали немного меньше интереса. Наш народ обычно задумывается о пенсии ближе к 50 годам, а про страхование вообще ничего не знают.

Кто должен оказывать эти услуги?
Результат такой: 86,2% проголосовали за независимого финансового советника как наиболее подходящий вариант. Хотя понимание такой специальности скорее всего далековато от действительности, но тем не менее.
На втором месте по популярности – налоговые консультанты (34,5%). В нашей стране уважительно относятся к данной специальности.

На консультантов банков, управляющих компаний, страховых компаний, брокеров, НПФ приходится по 19 – 25% голосов. Такой отрыв от независимых советников и налоговых консультантов наверняка связан с тем, что эти консультанты признавались зависимыми. А, значит, объективный и независимый совет получить у них вряд ли получится.

Эту мысль подтверждают требования к компании – поставщику консультаций и семинаров по личным финансам со стороны сотрудников. Критерии расположены в порядке убывания интереса:

  • Независимая компания, не навязывающая финансовые продукты (62,1%)
  • Нет жестких требований к компании, будет важен собственный опыт работы с ней (36,2%)
  • Компания, давно существующая на рынке (32,8%)
  • Компания по рекомендации друзей и коллег (24,1%)
  • Известная компания (19%)

Большая часть сотрудников предпочитают именно независимую компанию. Более важным оказался не  бренд, имя на рынке и даже не отзывы друзей и знакомых! Правда, непонятно, как именно они будут  проверять эту самую независимость. Скорее всего на своем личном опыте. Если будут довольны качеством обслуживания, продолжат работу с ней и в дальнейшем. И порекомендуют другим.

Требования к семинарам и консультациям
Какими с точки зрения сотрудников должны быть консультации и семинары? Подавляющее большинство сотрудников полагает, что они должны быть:

  • Независимыми (53,45% опрошенных)
  • Не навязывающими какие-либо финансовые продукты (70,7%)
  • Простые в изложении (65,5%)
  • Предоставляемые квалифицированным консультантом (69%)
  • Бесплатные (63,8%)

Интересно обсудить вопрос бесплатности. Оказалось большой неожиданностью, что далеко не все сотрудники проголосовали за бесплатность. Например, что касается семинаров, то лишь 36,2% полагает, что они должны быть бесплатными. С консультациями еще интереснее – лишь 31% считает, что они должны быть бесплатны.

Правда, не совсем понятно, какова должна быть мотивация консультанта, проводящего семинары и консультации бесплатно, если он при этом еще и не продает никакие финансовые продукты Наверное, сотрудники не так уж высоко ценят значимость грамотности по управлению своими деньгами, чтобы полагать, что они могут иметь какую-то цену. А между тем – зря! Грамотный финансовый консультант сможет принести Вашему семейному бюджету очень много!

Хорошо, что только лишь треть сотрудников убеждена в том, что семинары и консультации должны быть бесплатные. Остальные — люди более адекватные. Платить нужно, но кто должен это сделать? Вопрос не праздный, есть как минимум 3 варианта: самому работнику, работодателю и государству.

Кто должен платить за семинары и консультации на рабочем месте?
Около половины считает, что платить должен работодатель. 31% людей готовы платить за семинары,  44,8% — за консультации самостоятельно. Странно, что государство не упомянули, тем не менее существуют государственные  программы повышения финансовой грамотности населения, в рамках которых семинары проводятся бесплатно. Т.е. их оплачивает государство.

Сколько должна стоить консультация по теме личных финансов и сколько семинар?

50% сотрудников, которые готовы платить, так и не смогли указать справедливую цену. Остальные называли самые разные варианты по стоимости: от 200 до 2000 руб./ в мес. за консультации. Самым популярным ответом была 1000 руб., видимо из-за круглости суммы :).  А среднее значение —  890 руб. При этом суммы за обучающие семинары люди готовы были платить больше этих значений. Семинары считаются более солидными мероприятиями.

Итак, что хочет наш российский народ?

Консультации в области личных финансов нужны! Они должны быть в режиме он-лайн и лучше личные. Подойдут также и  статьи, размещаемые на корпоративном портале. Больше всего людей интересуют темы инвестиций, кредитов, налогов. Хотя из своей практики я бы поставил на первое место кредиты
Консультации должны проводится независимым финансовым советником из независимой компании. Консультант должен быть высококлассным специалистом, объективным и не должен навязывать финансовые продукты сотрудникам. Важно умение объясняться на сложные финансовые темы простым человеческим языком без использования специальной терминологии.
Желательно, чтобы стоимость консультаций оплачивал работодатель, хотя если цена за них не превысит в среднем 890 руб. в мес., то часть сотрудников будут готовы сами оплатить эти услуги.

Внимание! Для руководителей фирм Воронежа и других заинтересованных лиц. Если у Вас есть желание провести для своих сотрудников семинары на тему управления личными финансами, обращайтесь. Способы связи указаны на страничке Контакты. Почему это может быть выгодно?

Во-первых, такие мероприятия интересны сотрудникам и повышают их лояльность к компании

Во-вторых, грамотные сотрудники становятся богаче, а богатые сотрудники лучше работают, так как вполне довольны своей жизнью, уровнем заработной платы и т.д.

В-третьих, бюджетные учреждения могут отчитаться по выполнению государственной программы повышения финансовой грамотности населения

И самое главное, что все эти плюсы Вы получаете совершенно бесплатно!

Прошу сюда Страница контактов

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.
Оставить Ответ

Вы можете войти чтобы добавить свой комментарий.